Позднышева Марина Анатольевна

Уважаемые родители!

 Сегодня, соблюдая меры самоизоляции, мы большую часть времени проводим дома с детьми.  Проведём время с пользой, порадуем малышей интересными играми, направленными на развитие  моторики.

Моторика – это сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плохо работают ножницами. Кроме того, доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заняться дома.

«Пальчиковые игры»  это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Примеры:

«Сорока – сорока»

Сорока – сорока

 Кашу варила,

Деток кормила,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

-Ты воду не носил,

Дров не рубил,

Кашу не варил,

Тебе нет ничего!

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают все пальчики, кроме большого.

«Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.) 
Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для цыплят,

Эта долька – для бобра! (Поочередно загибаем пальчики малышу).
А для волка – кожура! (Развести ручки в стороны).

«Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Бусы для мамы»

Пока мама занимается своими делами на кухне, ребёнок делает для неё бусы из макарон. Потребуются макароны с крупным просветом и верёвочка. Ребёнок нанизывает макароны на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.

 «Разноцветная фасоль». Для игры понадобится фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие блюдца: в одно блюдце – белую, в другое – красную. Предложите ребёнку разложить всю фасоль по блюдцам. Таким образом разделив её по цвету.

Рисование на манке помимо развития мелкой моторики, развивает творческое мышление, фантазию, воображение

Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда, для смены тактильных ощущений, можно положить манку ненадолго в холодильник. Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить! Можно рисовать вместе с мамой солнышко, тучку и дождик, цветочек и т.д. Манкография  (рисование манкой или на самой манке) принесет ребёнку массу положительных эмоций.

Игры с крупами – не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают ещё и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме. Также пусть у вас будут под рукой мелкие игрушки, небольшие машинки.

Будьте внимательны! Малыш обязательно захочет попробовать всё на вкус.

Игры  с кухонной утварью.  

Учимся правильно держать чашку, ложку, кормить кукол.

Игры с прищепками:

Развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Игра «Солнышко»

Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны — тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

Игра «Елочка»

Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

Игра «Травушка-муравушка»

Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, конструктор, шнуровки, игры с карандашами и т.д.

Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения  различать форму, величину, цвет, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

Игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции – раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.

Рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

Сегодня  я познакомила вас лишь с малой частью того, чем вы можете развивать мелкую моторику ребёнка дома. Включайте свою фантазию, пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком. Не забывайте хвалить малыша!

 

 

 

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять